"Портрет императрицы Елизаветы Петровны в детстве" ( Л. Каравак, 1710-е гг.)
*** Картина «Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве» датируется согласно возрасту изображённой Елизаветы Петровны (1709—1762). На портрете ей около восьми лет. Портрет долгое время тайно хранился в Екатерининском дворце Царского Села. В настоящее время находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Выставляется в Михайловском замке. Картина поступила в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского (Санкт-Петербург), после его смерти в 1896 году.
Существуют две версии причин создания портрета:
* Он должен был демонстрировать европейскую свободу мышления императора, допускающую изображение его дочери в обнажённом виде, узкому кругу приближённых Петра и ограниченному числу дипломатов. Как великий реформатор, Пётр I понимал, что такие произведения приучали русскую публику к требованиям и вкусам Европы Нового времени в эпоху рококо. * В 1715—1717 годах Пётр I вновь посетил Европу и побывал во Франции, где прощупывал почву для сближения позиций двух стран по поводу идущих в Европе военных конфликтов. Неофициальные источники говорят о планах установления родственных связей между двумя царственными семьями, которые, однако, так и не реализовались. Возможно, портрет связан с желанием родителей выдать Елизавету за её ровесника Людовика XV. В этом случае он предназначался для отправки в Париж будущему жениху. Этой версии противоречит тот факт, что в этот же период Каравак написал аллегорический портрет другого ребёнка императора, Пётра Петровича — царевич был изображён в облике Купидона, также обнажённым.
«Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны» ( Каравак Луи,1717)
*** Одна из лучших работ мастера – двойной портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Создавая его, художник выбирает модную для того времени форму «костюмированного портрета». А так как костюмизация в этот период имела аллегорический характер, царевны и царевичи часто изображались Аполлонами, Дианами и Флорами. Так девятилетняя Анна и восьмилетняя Елизавета представлены в образе маленьких Флор. Елизавета Петровна поднимает цветок над головой старшей сестры, которая держит на коленях корзинку с цветами. Жесты и выражения лиц, костюмы и обстановка, аксессуары и фон в этом портрете, создают своеобразную и очень выразительную смесь наивности и серьезности, непринужденности и манерности. Цветовые пятна здесь крупные, мощные, яркие, присущие скорее русской живописи, но изысканность и грациозность движений, жеманство жестов, театрализация изображения в целом более характерны для западноевропейского искусства.
Хочется отметить, что юные девочки, представленные как взрослые, выглядят здесь гораздо старше. Правда, дети и воспринимались в то время «маленькими взрослыми». Портрет написан в 1717 году, а через два года царевен будут уже сватать. В 1719 году французский консул в России писал в Париж Людовику XV: «Царь рассчитывает заключить с королем союз и убедить со временем Его Величество принять в супружество принцессу, его младшую дочь, очень красивую и хорошо сложенную особу; ее можно бы даже назвать красавицей, если бы не рыжеватый цвет волос, что, впрочем, может, измениться с годами, она умна, очень добра и великодушна. Старшая же принцесса – вылитый портрет царя-отца, слишком экономна для принцесс и хочет обо всем знать». Интересно, что дочери Петра изображены без царских атрибутов, как требовал жесткий канон того времени, а просто в нарядных платьях. Но, видимо, это не случайно, ведь девочки были рождены до заключения законного брака родителей.
источник источник источник источник источник
|