Первый пост в серии "Потеря невинности" посвящен фотографиям обнаженных детей, созданным в стране до 60-х годов, которые безусловно требуют нашего обсуждения в связи с проблемой интерпретации этих работ. Я полагаю, что в большинстве случаев мы - живущие в начале 21 века - "прочитываем", воспринимаем эти фотографии неверно, в силу того, что утратили ту самую невинность, которая была характерна для той эпохи.
Израильская среда уплотнена и сжата. Израиль - маленькое место, где один знает другого, и потому люди уклоняются от обнажения, в буквальном смысле...
В данной статье я хотел бы перенести ваш взгляд за пределы Израиля и посвятить ее работам ряда известных на международной арене фотографов центральной Европы, составной частью творчества которых являлось раскрытие мира наготы, вобравшего в себя также образы детей и подростков..., что расширило границы обсуждения и дискуссии по этой теме до крайних пределов....
Со своей стороны я бы хотел отметить, что выкладывание тех или иных фотографий вовсе не означает того, что я всегда испытываю состояние комфорта или раскованности при их просмотре, однако когда мы говорим об изучении творчества интересующих нас фотографов, то имеем в виду как раз необходимость ознакомиться с их работами и возможность их обсудить...
Почти каждое обсуждение - в том случае, когда дело касается детской фотографии - начинается, и, кажется, вполне правомерно, с работ Льюиса Кэррола. Кэрролл известен, главным образом, как автор прославившейся детской книги "Алиса в Стране Чудес", но, подобно человеку "эпохи Возрождения", благословенного многими талантами, он, наряду с талантом фотографа, был одарен также и научным талантом, что, как мы знаем, проявилось и в его карьере: он был профессором математики Оксфордского университета...
Наряду с фотографиями различной тематики, у него было много и детских фотографий.
В ходе обсуждения творчества Кэрролла обычно фокусируют внимание на том, что в большинстве своих работ он уделял внимание именно периоду детства, где его моделями были, главным образом, девочки,по большей части - дочери коллег по работе. Несмотря на то, что выглядело все, вроде бы, именно так, тема эта, однако, была далеко не единственная в его творчестве, но в конечном итоге, именно она привлекла наибольшее внимание, вероятно, из-за успеха его книги.
Одной из его любимых моделей была девочка по имени Элис Лиделл (Alice Lidell), которая и послужила прообразом героини из книги "Алиса в Стране Чудес".
На фотографии, представленной здесь, мы видим Александру, дочь университетского коллеги Кэрролла, под другим, правда, именем: Xie Kitchin..., которая также была его любимой моделью, и которую он фотографировал, по меньшей мере, раз пятьдесят.
Для самого Кэрролла, также как и для его современников, живших в викторианскую эпоху, эти фотографии представляли собой романтический идеал детства, и многие родители приходили к нему пешком, приводя своих дочерей, чтобы он их сфотографировал для них.
Но уже в тридцатые годы работы Кэрролла стали восприниматься по-другому, и со стороны начала раздаваться критика по поводу девушек, изображенных на фотографиях... С другой стороны, до настоящего времени он продолжает считаться одним из ведущих фотографов 19 века, влияние которого отнюдь не ослабло и не стерлось во времени...
В работах фотографов-пикториалистов (см.википедию - прим.мое) конца 19-го - начала 20 веков часто присутствовала нагота, и обнаженное детское тело также не являлось редкостью. Это было одним из проявлений господствовавшего тогда романтического представления о единстве человека и природы, где детская нагота являлась естественной его частью, являвшей собой аллегорический образ физической и душевной гармонии.
Она также имела своей целью показать,что само искусство восходит своей родословной из невинности...
В этой связи мне хотелось бы представить вам одну из работ фотографа Элис Ботон (Alice Boughton):
Одним из наиболее оригинальных и успешных фотографов, получивших международную известность и работавших в 80-х годах прошлого столетия, был чешский фотограф Ян Саудек. Он начал свою карьеру в качестве фотографа, выражая свой творческий потенциал в духе гуманистической фотографии, однако уже вскоре ему удалось сформировать свой собственный визуальный язык, по-своему уникальный. Большинство фотографий сосредотачивают наше внимание на одном или нескольких изолированных образах на фоне сломанной стены, иногда и с разорванным окном в ней... Персонажи на фотографиях представлены либо полностью обнаженными, либо только частично; во многих случаях Саудек усиливает сексуальное напряжение и конфликты путем противопоставления одетых и обнаженных фигур, женщин и мужчин, взрослых и детей. Фотографии, как правило, создавались черно-белыми, а затем он переходил на окрашивание вручную с тем, чтобы придать им вид "старины"...
Стиль Саудека себя оправдал и пользуется до сих пор огромным успехом, а его книги раскупаются тысячами экземпляров.
Многие работы - как в данном случае - основаны на контрасте, возникающем за счет эффекта, создаваемого стереоскопической фотографией и, таким образом, дальнейшее усиление лишь размывает границы между старым и новым, между высоким искусством и китчем, между разрешенным и запретным...
Английский фотограф Дэвид Гамильтон также воссоздал в своих работах эстетику, напоминающую эротическую фотографию 19-го века.
Его работы сконцентрированы исключительно на женщинах и девушках-подростках, и они прямо напоминают нам визуальный язык, скорее подходящий порнографическим сетам, подобным "Playboy"..., и в то же самое время - как вы можете видеть на примере представленной здесь фотографии - эти произведения связаны "корнями" с лучшими традициями художественного творчества, являя перед нами образцы высокого искусства... (некоторые из них, кстати, были в свое время причислены к порнографическим, но сегодня мало кто об этом знает, при том, что многие поклонники автора сегодня стоят перед его работами в музеях и восхищаются ими)...
Американский фотограф Джок Старджес (Jock Sturges) использует в своих работах обнаженные модели девушек-подростков, снятых либо в группах, либо в сопровождении своих родственников. Эти фотографии были созданы среди нудистских общин Калифорнии и Франции, так как в других местах не было возможностей и условий для проведения такого рода съемок.
Фотография девушки Flor (размещенная ниже) вводит в большое смущение... (FLORA... само имя как бы уже является дополнительным фактором напряжения). Оно возникает как из-за объекта, так и вследствие педантичной, строгой эстетики. Ощущение напряжения возрастает в силу и того факта, что мать девочки,изображенная сзади, "берет" как бы положение "эха-отклика"...
(конец 2-ой части)...(продолжение следует)
Автор - преподаватель кафедры искусств Хайфского университета Йохай Розен