В предыдущей статье я остановился на фотографии, где мать и дочь изображены обнаженными. Есть как будто что-то, что оправдывает и смягчает эффект присутствия матери, главным образом, в свете того факта, что человек (фотограф) стоит позади камеры.
Действительно, все фотографии, представленные выше, были сделаны (за редким исключением) фотографами-мужчинами, и это словно бы отражает мужскую позицию, позицию мужественности в противовес девочкам и женщинам, изображенных на фотографиях.
Некоторые из фотографий, представленных в первой части, отражают обычай, существовавший в прошлом и имевший достаточно широкую популярность, но угасший в последние годы: так называемое "купание обнаженными", или то, что американцы называют "skinny dipping" (купание нагишом).
Рисунок 1896 года шведского художника Карла Ларсена показывает нам группу детей, купающихся в реке под бдительным оком женщины, сидящей справа. Женский образ привносит в это действо материнский элемент, придающий легитимность тому факту, что некоторые дети купаются голыми.
В процессе довольно короткого исследования обычая купания нагишом я совершенно случайно наткнулся на интересную фотографию английского фотографа James Jarche c участием полицейского ("Бобби"), который гонится за группой обнаженных детей, по-видимому, решившихся искупаться в водах Серпентина в Лондоне (Serpentine river)https://en.wikipedia.org/wiki/The_Serpentine. Судя по всему, купание голым не было позволительным ни для кого, и уж тем более, не в любом месте!
Одной из самых оригинальных работ, связанных с изображением обнаженных детей, постоянно возбуждающих и вызывающих споры в обществе, когда-либо представленных женщиной, была работа американского фотографа Салли Манн, которая снимала троих своих детей. Результатом ее труда стала книга под названием "Immediate Family" ("Близкие родственники"), опубликованная в 1992 году.
Большинство фотографий из этой книги были сделаны в отдаленной, изолированной хижине, на природе, где семья проводила свой отпуск, а также во время детских игр или купания в обнаженном виде...
Салли Манн - одаренный фотограф... Ее талант проявляется во всем, что связано с интуитивным чутьем, улавливанием мгновения, нужного момента для съемки, в использовании оттенков серого, извлечением фрейма...
Она очень убедительна в своей естественности, и потому ее фотографии получаются искренними и правдивыми, без намека на манипуляцию окружающим миром и близкими...
Ее фотографии отражают образ жизни и атмосферу освобождения и открытости, которая может показаться странной и неуместной для тех, кто не привык к этому. Действительно, книга имела огромный успех. Салли Манн ворвалась в общественное сознание в одночасье, одновременно вызвав огромный скандал своим нетривиальным (с точки зрения общества) подходом и представлением собственных детей в своем проекте....
Одним из наиболее значимых моментов в истории фотографии, как вида искусства в Израиле, являются творчество фотографа Боаза Таля в конце восьмидесятых-начале девяностых годов прошлого века. Серией черно-белых фотографий формата 6x6 он попытался проанализировать существующие барьеры в жизни индивидуума, и его место в ней, касается ли это женщины, мужчины или ребенка, и отношения между ними в израильском обществе в целом.
Дискуссия эта подобна дереву... она использует известные формулы, стили, восходящие к родословной искусства, которые помогали и помогают в течение столетий, в процессе смены поколений, устанавливать приемлемые отношения.
В серии своих фотографий, где он использовал себя и свою семью в качестве моделей, он, в частности, представил своих дочерей в обнаженном виде...
Городская легенда гласит, что эти работы вначале было трудно выставить в Израиле, и они были представлены прежде зарубежной публике, лишь с течением времени вернувшись в ту среду, в которой были созданы.
Фотографии Таля тех лет до сих пор остаются уникальными, и их важность и вклад в израильское фотоискусство еще должны быть оценены по достоинству...
В последние годы, в значительной степени вдохновленные работами Салли Манн, израильские фотографы снимают детей в наиболее привычном, близком для них круге общения, во время игр, в том числе и обнаженными. Так, например, Яэль Каплан, фотографирующая детей, которые играют во дворе своего дома, полагает, что есть в них что-то ценное от старого черно-белого фильма...
Мечтательная атмосфера раскрывается также и в работах Ноги Штайнер в серии "Near Conscious". В этих работах раскрывается как переход от цельного, сформировавшегося осознания себя и мира к еще неоформленному и только зарождающемуся, так и осознанный переход из детства в юность, и от юности к полноценной женственности... Фотографии фокусируют грусть ее младшей сестры, вновь переживающей опыт своей молодости. Обнаженность в данном случае выступает как интегральная часть этого переживания...
Очень важно, что в последние годы проводится общественный дискурс по поводу прав ребенка, об опасностях их эксплуатации и способах их представления в разных сферах деятельности, однако, мне кажется, что дискурс этот приобретает все большую закрепощенность и парализующим образом влияет на свободу творчества и самовыражения.
В трех своих статьях "Потеря невинности" я хотел представить фотографии, неразрывно связанные с историей эпохи, и стимулировать дебаты по теме, которая так тяжело определяет границы возможного и запретного...
Др.Й.Розен, преподаватель кафедры искусств Хайфского университета. (12 февраля 2012 года. )
(Примечания: Карл Ларссон, хорошее место для купания, 1896; Джеймс Jarche, полицейский, преследующий голых мальчиков, Змеиная река, 1923; Салли Манн - Джесси на 6; 1988, Салли Манн, Эмметт, Джесси и Вирджиния, 1989; Таль, автопортрет с семьей, Выбор Парижа, 1993; Яэль Каплан, Зои дождь. Шрапнелью. Фэнтези. Или то, что осталось от 2003; Венера Штайнер, дельфин(прим.: буквальный перевод - "Дом дельфина"),1998)
При восстановлении этой статьи я обнаружил,что сайт,на котором она была размещена,более не существует...Что ж,нам действительно сопутствовала удача! (ред.)